Обзор изменений за лето 2016

  Автор:
  419

Лето — период отпусков, в том числе и для бухгалтеров. Хочется отдохнуть от рутинной работы, расслабиться.
Однако, работа бухгалтера — это постоянный контроль изменяющегося законодательства.
Как не упустить главное? В этом вам помогут онлайн-семинары, проводимые лучшими лекторами ПРОФБУХ8.ру

Бесплатный семинар.
«Бухгалтер после отпуска: Обзор изменений Лета 2016»

free

1. Налоговое законодательство:

1.1. Изменения в части налогового администрирования:
Электронный документооборот
Камеральные проверки
Публичная информация о налогоплательщике
Выявление бенефициара
Проверки достоверности сведений ЕГРЮЛ
Сбор информации о миграции налогоплательщиков

Письмо ФНС России от 01.06.2016 N СА-4-7/9831
«О применении положений Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»

Электронный документооборот

Письмо ФНС России от 29.06.2016 N ЕД-4-15/11597@
О разъяснении отдельных положений Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ

С 1 июля 2016 года в соответствии с пунктом 5.1 статьи 23 Кодекса лицо, относящееся к категории налогоплательщиков, обязанных в соответствии с пунктом 3 статьи 80 Кодекса представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме, должно не позднее 10 дней со дня возникновения любого из оснований отнесения этого лица к указанной категории налогоплательщиков, заключить договор со спецоператором связи и обеспечить передачу и получение документов и информации через ТКС.
Согласно подпункту 1.1 пункта 3 статьи 76 Кодекса налоговые органы уполномочены принять решение о приостановлении операций по его счетам в банке и переводов электронных денежных средств налогоплательщика в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией установленной пунктом 5.1 статьи 23 Кодекса обязанности по обеспечению получения от налогового органа по месту нахождения организации (по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика) документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Камеральные проверки

В пункт 6 статьи 88 Кодекса также были внесены изменения, позволяющие налоговому органу при проведении камеральной налоговой проверки требовать у налогоплательщика-организации или у налогоплательщика — индивидуального предпринимателя представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы. Ранее в силу этой нормы можно было истребовать только подтверждающие льготу документы.

Публичная информация о налогоплательщике

С 1 июня 2016 года упрощается процесс проверки контрагента на добросовестность. С части информации о компании снимается режим налоговой тайны. Это дает возможность проверить добросовестность контрагента, не прибегая к услугам специализированных коммерческих организаций. Изменения, которые отражены в п. п. 1, 1.1 ст. 102 НК РФ, не касаются сведений, составляющих гостайну.
Новшество затрагивает, например, данные бухотчетности о доходах и расходах, сведения о среднесписочной численности работников. Доступ к сведениям предоставляется на сайте ФНС. Как отмечает ведомство, они будут размещены до 1 июля 2017 года.
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 01.05.2016 N 134-ФЗ

Выявление бенефициара

Федеральный закон от 23.06.2016 N 215-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Юридическое лицо обязано располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и представлять ее уполномоченным органам
Юридическое лицо обязано располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
При этом юридическое лицо обязано:

  • регулярно, но не реже 1 раза в год обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученную информацию;
  • хранить информацию о своих бенефициарных владельцах и о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 указанного Федерального закона, не менее 5 лет со дня получения такой информации.

Юридическое лицо обязано представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах по запросу уполномоченного органа, налоговых органов или иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ. Порядок и сроки представления информации о бенефициарных владельцах юридического лица определяются Правительством РФ.
Под бенефициарным владельцем в Законе понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия.
Неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тысяч до 40 тысяч рублей, а на юридических лиц — от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.

Проверки достоверности сведений ЕГРЮЛ

ПРИКАЗ от 11 февраля 2016 г. N ММВ-7-14/72@ «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВАНИЙ, УСЛОВИЙ И СПОСОБОВ ПРОВЕДЕНИЯ УКАЗАННЫХ В ПУНКТЕ 4.2 СТАТЬИ 9 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ» МЕРОПРИЯТИЙ, ПОРЯДКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭТИХ МЕРОПРИЯТИЙ…»
Основаниями для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮл, являются:

  • наличие у ИФНС письменного возражения заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц
  • несоответсвие сведений, содержащихся в документах, представленных в регистрирующий орган при государственной регистрации юрлица, сведениям, содержащимся в документах ИФНС
  • представление в регистрирующий орган документов для включения в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица в случае, если
    — указанный адрес в соответствии с содержащимися в ЕГРЮЛ сведениями является адресом пяти и более юридических лиц;
    — находившийся (находящийся) по такому адресу объект недвижимости разрушен;
    — указанный адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адрес, по которому размещены органы государственной власти, воинские части и так далее);
    — указанный адрес является адресом, в отношении которого в территориальных органах ФНС России имеется возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, представленное собственником соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) относительно внесения в ЕГРЮЛ сведений об адресе такого объекта недвижимости в качестве адреса юридического лица (юридических лиц);
    — включение в ЕГРЮЛ сведений об указанном адресе юридического лица влечет изменение места нахождения юридического лица, в отношении которого не окончена выездная налоговая проверка, не оформлены ее результаты и не вступил в силу итоговый документ по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах либо у такого юридического лица имеется недоимка и (или) задолженность по пеням и штрафам;
Сбор информации о миграции налогоплательщиков

ПИСЬМО ФНС от 28 июня 2016 г. N ГД-4-8/11555@ в дополнение к письму ФНС России от 23.05.2016 N ГД-4-8/9075@
Инспекции обязаны передавать в УФНС России не позднее 10-ти рабочих дней со дня внесения в ЕГРЮЛ об:
— изменении налогоплательщиком места нахождения на другой субъект РФ
— начале процедуры реорганизации, в результате которой правопреемником реорганизуемого лица становится лицо, зарегистрированное (создаваемое) на территории другого субъекта РФ
Предоставление такой информации осуществляется при наличии у налогоплательщика задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации в размере более 1 млн. руб.

1.2. Основные налоги:
Hовые коды видов операций
Заработала СУР АСК НДС-2: трехцветные налогоплательщики
Новая налоговая классификация ОС по амортизационным группам и новый ОКОФ
«Законные» проценты больше не законные
Транспортный налог для большегрузов

Новые коды видов операций

Приказ ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-3/136@ «Об утверждении перечня кодов видов операций…»
С 01.07.2016 введены новые коды видов операций для заполнения книг покупок и продаж, дополнительных листов к ним, а также для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, формы которых утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137. В связи с этим утратят силу старые Коды, утвержденные Приказом ФНС России от 14.02.2012 N ММВ-7-3/83@ (далее — Приказ N 83).
Полный Перечень новых кодов по операциям приведен в Приложении к комментируемому Приказу ФНС России. Из него видно, что больше всего изменилась кодировка операций из Приказа N 83 (коды с 01 по 13). Операции с кодами с 16 по 28 практически идентичны операциям из Письма N 794. Кроме того, появились новые коды (с 29 по 32)
Мы выбрали некоторые часто встречающиеся операции и сравнили их новые и старые коды. Результаты сравнения — в таблице.

Суть изменений
до 1 июля 2016 г.
с 1 июля 2016 г.

Объединение операций, связанных с реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав и иначе связанных с реализацией (пп. 2, 3 п. 1 ст. 146, ст. 162, п. п. 3, 4, 5.1 ст. 154 НК РФ), а также операций, связанных с восстановлением сумм "авансового" НДС в случае перечисления поставщику предоплаты (пп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Выделение операций, связанных с определенными видами посреднических услуг и с передачей имущественных прав, в отдельные коды.
Исключение составляют операции, для которых предусмотрены отдельные коды 06, 10, 13, 14, 15, 16, 27

01 (за исключением операций, для которых предусмотрены отдельные коды 03, 04, 06, 10, 11, 13), 03 (возврат товаров продавцу или продавцом), 04 (за исключением операций, отраженных по коду 06), 07, 08, 09, 11


Единый код 01 (объединяющий старые коды) с учетом следующих допущений:
1) 04 код "разбит" на 2 кода:
новый код 15 (предназначен для операций по реализации (получению) товаров (работ, услуг) комиссионером (агентом) для себя и в интересах комитента (принципала); прочие операции, не вошедшие в код 15;
2) 11 код "разбит" на 2 кода:
новый код 14 (предназначен для операций по передаче имущественных прав, перечисленных в п. п. 1 - 4 ст. 155 НК РФ)



Объединение операций, связанных с полученной предоплатой в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая операции, осуществляемые по договорам комиссии, агентским договорам, договорам транспортной экспедиции.
Исключение составляют операции, для которых предусмотрены отдельные коды 06, 28


02 (за исключением операций, для которых предусмотрены отдельные коды 05, 06, 12), 05, 12, 28 (дополнительный код, приведенный в Письме ФНС России от 22.01.2015 N ГД-4-3/794@)


Единый код 02 (объединяющий старые коды)


Разделение операций, связанных с посредническими операциями


04 (отгрузка или приобретение товаров, работ, услуг (за исключением посреднических услуг), имущественных прав по договорам комиссии (агентского договора, если агент выступает от своего имени).
Операции, которые совершают налоговые агенты (ст. 161 НК РФ), выделены в отдельный код 06


Выделен отдельно код 15 только для операций по реализации (получению) товаров (работ, услуг) комиссионером (агентом) для себя и в интересах комитента (принципала)


Разделение операций, связанных с налогообложением имущественных прав


11 (отгрузка или приобретение товаров, передача имущественных прав)


Выделен отдельно код 14 только для операций передачи имущественных прав, указанных в п. п. 1 - 4 ст. 155 НК РФ


Разделение операций, связанных с восстановлением "авансового" НДС в случае перечисления поставщику предоплаты (пп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ), а также операций, связанных с выставлением корректировочных счетов-фактур при уменьшении стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав (пп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ)


21 (восстановление сумм налога в части операций, перечисленных в п. 8 ст. 145 НК РФ, п. 3 ст. 170, ст. 171.1 НК РФ, а также при совершении операций, облагаемых по налоговой ставке 0%)


Операции по восстановлению "авансового" НДС в случае перечисления поставщику предоплаты (пп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ) отражаются по коду 01, а в части операций, связанных с выставлением корректировочных счетов-фактур на уменьшение стоимости, - по коду 18


Дополнение операций, связанных с составлением первичных учетных документов, иных документов при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся плательщиками НДС и освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика


26 (составление первичных учетных документов при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся плательщиками налога, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанной с исчислением и уплатой налога)


Код 26 будет использоваться и для иных документов, содержащих суммарные (сводные) данные по операциям, совершенным в течение календарного месяца (квартала) при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (в том числе в случае изменения стоимости отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав) лицам, не являющимся плательщиками НДС, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, а также при получении от указанных лиц оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), имущественных прав, регистрация указанных документов в книге покупок в случаях, указанных в п. п. 6 и 10 ст. 172 НК РФ


Введение нового кода для операций, связанных с корректировкой цен в сделках между взаимозависимыми лицами на основании п. 6 ст. 105.3 НК РФ. Такая корректировка необходима в случае применения налогоплательщиком в сделках между взаимозависимыми лицами цен товаров (работ, услуг), не соответствующих рыночным ценам (п. 6 ст. 105.3 НК РФ)


Не было

Код 29 предназначен для отражения операций по корректировке реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав, предприятия в целом как имущественного комплекса на основании п. 6 ст. 105.3 НК РФ


Введение нового кода связано с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30.03.2016 N 72-ФЗ в ст. 151 НК РФ, касающимися операций по уплате и принятию НДС к вычету при таможенном декларировании товаров.


Не было

Код 30 предназначен для отражения операций по отгрузке товаров, в отношении которых при таможенном декларировании был исчислен НДС в соответствии с абз. 1 пп. 1.1 п. 1 ст. 151 НК РФ
Код 31 предназначен для отражения операции по уплате сумм НДС, исчисленных при таможенном декларировании товаров, в случаях, предусмотренных абз. 2 пп. 1.1 п. 1 ст. 151 НК РФ
Код 32 предназначен для отражения операций по принятию к вычету сумм НДС, уплаченных (подлежащих уплате) в случаях, предусмотренных п. 14 ст. 171 НК РФ


Письмо ФНС России от 03.06.2016 N ЕД-4-15/9933@
«Об оценке признаков риска СУР»

Система управления рисками «СУР АСК НДС-2» — это программное обеспечение, которое в автоматическом режиме распределяет налогоплательщиков — юридических лиц, представивших декларации по НДС, на 3 группы налогового риска: высокий, средний и низкий.
Результаты оценки «СУР АСК НДС-2» используются налоговыми органами при проведении налогового контроля с целью недопущения возмещения НДС недобросовестными налогоплательщиками, при определении очередности и перечня мероприятий налогового контроля, а также, в частности, при определении роли налогоплательщика при построении схемы поставщиков и покупателей для поиска выгодоприобретателей.

Новая налоговая классификация ОС по амортизационным группам и новый ОКОФ

Постановление Правительства РФ от 07.07.2016 N 640 (вступает в силу 1 января 2017 года)
С 2017 года действует скорректированная классификация объектов по амортизационным группам
Со следующего года начнет применяться новый Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ). В связи с этим изменится и классификация объектов по амортизационным группам.
Росстандарт утвердил таблицу соответствия новых и старых кодов ОКОФ
Приказ Росстандарта от 21.04.2016 N 458
В переходном ключе между классификаторами указано, какие коды действующего ОКОФ соответствуют кодам, которые будут применяться с 2017 года, а для каких новых кодов соответствий нет. Для консультаций по вопросам перехода на новый классификатор будет организована «горячая линия».

«Законные» проценты больше не законные

Письмо Минфина России от 03.08.2016 N 03-03-06/1/45600
1 августа изменен п. 1 ст. 317.1 ГК РФ. Теперь законные проценты начисляются, если на это указано в законе или договоре. Прежде обязанность их уплатить возникала по умолчанию. Полагаем, новшество касается договоров, заключенных не ранее этой даты.

Транспортный налог для большегрузов

Федеральный закон от 03.07.2016 N 249-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса
Закон вступил в силу 03.07.2016 и распространяется на правоотношения возникшие с 01.01.2016 и действует до 31.12.2018

Организациям разрешили уменьшать транспортный налог по конкретному грузовику на сумму «платоновской» платы по нему, перечисленную в том же налоговом периоде (Пункт 2 ст. 362 НК РФ). Таким образом, если сумма платы больше суммы исчисленного транспортного налога или равна ей, то этот налог в бюджет платить не нужно. В случае превышения «платоновской» платы над суммой транспортного налога сумма налога принимается равной нулю.

Налоговики будут получать сведения из реестра системы «Платон» ежегодно — до 15 февраля. Так они смогут и при камеральной проверке годовой декларации увидеть, обоснован налоговый вычет по транспортному налогу или нет.

Организации освободили от уплаты авансовых платежей по транспортному налогу с грузовиков, зарегистрированных в системе «Платон» (Пункт 2 ст. 363 НК РФ). Это вполне разумно — не придется возвращать переплату в ситуации, когда в начале года сумма «платоновской» платы была небольшая, а в конце года превысила сумму годового транспортного налога. Но рассчитывать авансы по транспортному налогу все равно придется для учета расходов.

Плата «Платону» уменьшает транспортный налог к уплате только по конкретному грузовику и на сумму налога за другие автомобили не влияет.

2. Изменения в законодательстве о бухучете:

Приказ Минфина России от 16.05.2016 N 64н
В ПБУ внесены изменения, касающиеся упрощенных способов ведения бухучета
Скорректированы следующие ПБУ: 5/01 «Учет материально-производственных запасов», 6/01 «Учет основных средств», 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» и 14/2007 «Учет нематериальных активов».
Одно из новшеств состоит в том, что организации, которые вправе вести бухучет упрощенными способами, могут решить, как рассчитывать амортизацию основных средств — раз в год (по состоянию на 31 декабря отчетного года) или чаще. При втором варианте фирма устанавливает периоды начисления амортизации самостоятельно.
По мнению Минфина, изменения допустимо применять начиная с отчетности за текущий год. Отметим, что для этого необходимо внести поправки в учетную политику для целей бухучета.

3. Новое лицо страховых взносов и пенсий

Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ
С 1 января 2017 года
Вступают в силу новые правила, по которым сдается отчетность по страховым взносам
Расчет по взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование потребуется представлять раз в квартал не позже 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ). Новшество связано с тем, что НК РФ дополняется положениями о взимании страховых взносов (кроме взносов на травматизм). Полагаем, изменения касаются периодов, которые начнутся не ранее 1 января 2017 года.
Новый документ нужно будет сдавать в налоговый орган. Крайний срок уплаты взносов остается прежним — 15-е число месяца, следующего после месяца, за который они начислены.
Постановлением Правительства РФ от 17.06.2016 N 551
С 1 января 2017 года если организация не подтвердила основной вид деятельности — ФСС определяет класс риска по ЕГРЮЛ.
Федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ
С 1 января 2017 года вступает в силу закон о новых сроках подачи персонифицированной отчетности
Полагаем, изменение касается периодов, которые начнутся не ранее 1 января 2017 года.
Крайний срок представления ежемесячной персонифицированной отчетности (форма СЗВ-М) будет перенесен с 10-го на 15-е число месяца, следующего за отчетным.
Данные, которые работодатели сейчас подают раз в квартал в составе РСВ-1, нужно будет направлять в ПФР ежегодно (не позже 1 марта следующего года). Исключение — информация о величине дохода, облагаемого взносами на обязательное пенсионное страхование, и их размере. Периодичность представления этих сведений останется прежней. Передавать их потребуется в налоговый орган.
banner-sem2016-2

Обзор изменений за лето 2016

   0 голосов
Средняя оценка: 0 из 5
Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:
Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук